Таксую.
Приехал на адрес, жду клиента. Выходит женщина. Идет в мою сторону. В маске, что, к сожалению, редкость среди пассажиров. Мысленно её хвалю, ибо сам в респираторе работаю. Она садится в машину, смотрит на меня и снимает маску.
Я: - Вы зачем маску сняли?
Ж: - Да чё то я устала, весь день сегодня в ней хожу.
Я: - Так вирус же.
Ж: - Да эти маски не помогают. Я и в ней заразиться могу.
Я: - А без неё меня заразить можете.
Ж: - Ну… У вас работа такая…
Ну да, ну да… Пошел я на хер.
Когда я училась в классе третьем нам задали написать рассказ о любом члене семьи. Выбор пал на деда, т.к от него я часто слышала какие то опупительные истории из жизни и красочного материала было предостаточно. В задании было 5 каких то вопросов из ответов на которые в последствии строился сам рассказ. Я спросила у дедушки кем он работал. Дед рассказал о работе в цирке, о том, как дрессировал слонов и жирафоф. Жирафы ходили по арене на задних ногах. А слоны балансировали на канате под куполом. Много интересного рассказал. Я еще никогда так собой не гордилась. Мой рассказ получился самым лучшим! Ну кто еще может похвастаться чем то подобным? Все с открытыми ртами слушали. Но один мальчик стал смеяться надо мной. Он говорил, что я все выдумала. Но я то знала что он просто мне завидует, ведь он написал скучный рассказ о маме пекаре. Я пришла домой и стала с упоением рассказывать о своем триумфе. Дед стал ржать как не в себя, бабушка начала его ругать, но периодически срывалась на смех, как и пришедшая позже с работы мама. Проржавшись он сказал что пошутил.
Вспомнила историю из своего репетиторского опыта (преподаю английский).
Пригласили меня к девочке-девятикласснице с просьбой подтянуть оценки в школе и помогать с домашним заданием, "а то ей трудно". Занятия раз в неделю.
Неделя 1. Прихожу на первое занятие, мама провожает меня в комнату ученицы и заискивающе блеет что-то вроде "Машенька, занимайся хорошо! " Великовозрастная Машенька фыркает и раздражённо отвечает "Ладно-ладно, иди уже". Начинаю подозревать, что легко не будет. Не ошиблась - следующие десять минут проясняют, что английский Маша знает где-то на уровне второго класса. Самая неприятная для репетитора ситуация - родители просят "подтянуть оценки", а тут по-хорошему нужен не один год плотной работы, чтобы ребёнок текущий материал в школе начал понимать. Ну ладно, начинаем разбираться с заданиями. Под мои постоянные понукания Маша вяло пытается вникнуть в процесс. Напрягаться она явно не привыкла. Объясняю-разъясняю, прошу к следующей неделе выучить разобранные правила, даю домашнее задание.
Неделя 2. Естественно, ничего не выучено. Предупреждаю, что если такое повторится - занятия продолжать не будем. Маша насупленно молчит.
Неделя 3. Машина мама сообщает, что занятия не будет, Маша заболела. Ну ок, бывает. Ноябрь на дворе всё-таки.
Неделя 4. Звоню маме - Маша выздоровела? Ой, знаете, выздоровела, но у неё ещё остался небольшой насморк.. Давайте на этой неделе тоже отменим.
Небольшой насморк. В девятом классе. Делает совершенно невозможным часовое занятие английским языком. Ннну ладно.
Неделя 5. Звонит мама Маши. Да, насморк прошёл. Но занятия давайте продолжим через месяц.
Я -? ? ?
Мама Маши: Ну сейчас последняя неделя перед каникулами, она уже не настроена учиться. Потом неделя каникул, потом пару первых недель учёбы она тоже сразу учиться не сможет, ей надо вернуться в процесс, настроиться.. Вы же педагог, должны понимать.
Я, конечно, педагог и даже с дипломом, но нихрена не поняла. И от дальнейших занятий вежливо отказалась. Мама Маши крайне удивилась такому решению.
Эх, родители..
В основном история - это наука о гипотетическом прошлом.
Я - СОВЕТСКИЙ.
В запале коронавирусных передряг, реорганизаций и рефинансирований совсем не обращал внимания на сыпавшиеся в сообщениях мемы. Пока такой "шутливый" мем с "обшученным" советским символом не вкрался в бизнес-переписку с очень надежным и очень порядочным московским партнером. Тоже бывшим физфаковцем, тоже из МГУ и тоже из ОИЯИ. Неожиданно. С хорошим человеком при недоразумениях можно разговаривать только долго и аккуратно. Такими отношениями дорожат. Поэтому ответ был длинным. Вот он:
"Вы знаете, что я родился и вырос во Фрунзе. Это сейчас - Киргизия. И 10 классов до физфака МГУ закончил там же, в простой советской школе номер 2. По нынешним временам Фрунзе (Бишкек) - глубокая безнадежная провинция. Но тогда, в СССР.. Моё спасибо единым советским учебникам и единой советской школьной программе. Школьная программа и учебники были одинаковыми - и в Москве, и в Киргизии. Везде в СССР. Советская культура (культура, как её трактует даже Харари в "Сапиенс") создала там свой маленький фрактал - в нашем "академическом" доме в самом центре города из 82-х квартир около 70-ти были были за приезжими специалистами. За советскими специалистами. Которые с нуля поднимали все, в чем окраина нуждалась - наука, медицина, производство, кино, торговля, даже бальные танцы и цирк, you name it... Центр при этом выигрывал минимум дважды - посланные специалисты имели фантастический карьерный рост, невозможный в центре, а окраина производила уже сама, - и продукцию, и людей. Да. Производила людей.
О производстве людей в советской культуре. Где взять научные кадры в Киргизии? Мои родители, и мама и папа, были школьниками в селах, они говорили тогда только по-киргизски. Их обоих вытащила из села приезжая комиссии, отлавливавшая одарённых школьников по всей Киргизии. В комиссии были только евреи и русские. Чтобы избежать местной "протекции". Все тесты (тогда - "задачки") были практически независимы от языка. И это - в сталинские времена. Будущих моих родителей и других одаренных деток комиссия отселектировала (в двух разных регионах), и их привезли в 5-ю школу-интернат, во Фрунзе, где обучили русскому и подготовили по нужным предметам к университету - будущих химика и биолога, будущих профессоров. Ко всему этому уже работал местный университет, тоже с единой советской программой. Это было тоже частью интегральной продуманной программы.
Сын этих родителей поступил на физфак МГУ, закончил кафедру квантовой статистики и работал в ОИЯИ (советский ядерный институт, созданный в 50-е) у Н.Н.Боголюбова. Вам это уже должно что-то сказать.
Когда Горбачев, Павлов, Ельцин, Чубайс и иже с ними сделали абсолютно невозможной жизнь на зарплату физика в ОИЯИ, этот самый парень из Фрунзе уехал с женой и малышами в Лос Аламос, в штатовский ядерный центр, его забрали сразу, молниеносно, как он обозначил готовность переехать. Вот потенциальный противник ценил качество советского обучения.
Вы знаете, что это парень живет и работает в Цюрихе. И в этой жизни он занимается не только наукой, - те самые советские спецкурсы по философии и марксистко-ленинской политэкономии оказались ну очень полезными для освоения швейцарского пространства и европейского гуманитарного материала.
Умение учиться, вбитое в него многими десятками экзаменов в МГУ, сделали обучение в швейцарской бизнес-школе простой прогулкой. К чему это я всё?
Меня тут в Цюрихе часто спрашивали и спрашивают: "У тебя русская жена и ты говоришь по-русски, ты себя чувствуешь киргизом или русским?"
Я всегда отвечал и отвечаю правду: "Я - советский".
Идеальных стран и культур в истории не было, нет и не будет. Но Советский Союз был и останется непревзойденным в истинном величии своих фантастических побед, инноваций и прорывов, и главная из них - советская культура. Она теперь - навсегда. При всех советских болячках, проблемах и трагедиях, вызванных не системными, а управленческими ошибками в абсолютно новой системе. И чем дальше, тем лучше это будет видно, история всё скажет.
Я - советский. И трепетно отношусь к советским символам. И вижу в них светлое, то, для чего они задумывались."
А все хоть помнят, кто где работал???