[ +
32
- ]
[1 ]
04.05.2019
Советские люди
Коллега рассказал немножко из истории своей семьи. Они из Казанских татар. В тридцатых годах были раскулачены. Старший из восьми детей уже женатый, ссылки избежал – уехал в Узбекистан и там прижился. Остальные провели весь срок ссылки в Красноярском крае. После окончания срока ссылки вся семья вернулась в Казань. А его дед Назиб остался в Енисейске. Жил там с семьёй, оттуда ушел на войну, туда же вернулся в 43-ем, когда комиссовали после тяжелого ранения. Уже после войны родные уговорили его вернуться с семьей в Казань. Продал дом, имущество, скотину-птицу, - вернулся на родину. Год прожил – не по нему здесь всё. Не нравится. Старший брат звал к себе в Узбекистан. Приехал он туда, и там ещё год прожил – тоже не понравилось. Тосковал по Сибири. Написал об этом своему другу в Енисейск. Тот ответил: «Приезжай, конечно, поможем!» А это как раз весна была – начало огородных работ. И этот друг, будучи уверен, что Назиб скоро с семьей приедет, пашет огород не только себе, но и Назибу, сажает картошку, сеет всё на две семьи… мало того - разгораживает свой дом перегородкой напополам, и прорубает отдельный вход. Назиб приехал – вот тебе дом, вот тебе огород… Вырастил Назиб восемь детей в Енисейске, дождался там и внуков.
Один из этих внуков, который и сам уже дедушка, рассказал мне это. Говорит: «Мы тогда не удивлялись такой дружбе между людьми, помощи… Это просто пример взаимоотношений, которые считались нормальными… Звали этого друга моего деда – Семен Ермолаев».
Раскулаченные делились на три категории в порядке убывания враждебности к Советской Власти. Первую категорию раскулачивали вплоть до расстрела. Вторую высылали за пределы республики проживания. Третью высылали за пределы населенного пункта.
Семьи раскулаченных не высылались от слова совсем. Если кто-то ехал с главой семьи, то делал это добровольно. И их можно понять. Как правило, местное население кулаков недолюбливало, мягко говоря.
Но делали это далеко не все. Для многих женщин раскулачивание само по себе являлось актом освобождения от тирана - кулак в быту был крайне непрост.
Оказавшись по месту ссылки, в отсутствие сколь-нибудь значимого контроля, со стороны местной власти, бывший кулак из ссылки сбегал, возвращаясь к старому месту жительства, где продолжал терроризировать местное население.
К середине тридцатых, беглых ссыльных всех категорий было, по самым скромным данным, от 150 тысяч. То есть, чуть ли не половина.
Что, в конце концов, и привело к Большому Террору.