Наташа - репетитор. Об учениках своих говорит как родная мама. Не смогла от них отвлечься даже на своем дне рождения. О неведомой мне девочке: "Да, ошибается. Пишет то хорошо, то беспомощно. Но это - ЕЁ ошибки. Собственные. Не загруженные из интернета. Переживает, что плохо получается. Но продолжает дальше - только сама. Читает много, а пишет свое. Но ведь – это случайность. Просто из такого теста сделана. Рано или поздно ей расскажут, что проще загрузить готовое, слегка переделать. Для сочинений ОК, а в жизни? Как ей объяснить, насколько это важно – что сама?»
Я слушал ее, а в голове моей складывалась притча. Впрочем, и реальная история. Жил когда-то маленький, но гордый народец на болотах у крошечной речки. С юга – Великая Греция, с севера – самниты, с плодородными пашнями и пастбищами. У них зерно и скот росли изобильно и стоили дешево, но даже ими эти нации особо не парились – в Сицилии, Александрии и Киренаике можно было купить гораздо дешевле. А несчастному народцу на болотах покупать было не на что. Приходилось выращивать самим, в поте лица. И только спустя изрядно времени стало ясно, что главный урожай этой скудной земли – это не зерно и не бараны. Хотя именно ради них эти люди столько вкалывали. Что главный урожай этой земли – сами люди. Выносливые, стойкие, привыкшие преодолевать любые трудности. Эти люди и покорили мир – римляне.
Подобная история случалась на разные лады много раз и до, и после. До – македоняне, после – испанцы, немцы, англичане. И мы, русские.
Я не призываю покорять мир, проехали. Я о том, что конечный продукт обучения официально не документируется. Это не кипа серьезных документов, ради которых стараются ученики – сочинения, экзаменационные работы, табели с оценками. Всё это через пять лет отправится на помойку согласно регламенту. Конечный продукт странной земли под названием школа – сам человек, за пределами клавиш Copy-Paste.
Я мож и хреново все это написал, но - сам. Пишущие самостоятельно то, что думают, сраму не имут.