Три часа назад. Младшему сыну восемь лет, и время учить уроки. Орет дурниной:
- Не буду я учить эти поганые стихи! И по английскому задали, и по казахскому, и по русскому! И, вообще, ненавижу школу!»
Разъяренная маман грозит ему полотенцем. Тут в дело вступает старший брат: «Подожди, мама. Давай-ка я с ним поговорю» (разница между ними – 17 лет)».
«Давай Сеня сделаем так: выучил строчку – я тебе 20 тенге (примерно 3 рубля). Сколько в стихе по казахскому строчек?»
Слезы у малого моментально высохли. Считает.
-Восемь!
- Вот, выучил, рассказал мне, и 160 тенге у тебя в кармане.
Арсений призадумался и добавил:
- А в стихотворении по русскому строчек-то побольше!
- Вот и хорошо, - напутствовал старший брат, - действуй!
Процесс пошел.
А я вспомнил, как первый раз взял старшего сына на копание картошки. Был он примерно аналогичного возраста. Оказавшись на поле, картошку собирать он решительно не хотел, устраивая мелкий саботаж. И меня осенило: набираешь ведро ..Уже честно не помню, сколько я ему пообещал, но сын начал так усердно собирать, что я еле успевал высыпать ведра. Заработал он тогда приличную сумму.
На следующий день, беседуя с коллегой, рассказал о своем методе. Учительница биологии пришла в ужас:
- Да что вы творите! Вы кого из ребенка хотите сделать? Торгаша? Он тебе все будет потом только за деньги делать!
Тем не менее, сын вырос порядочным человеком, знает цену деньгам и своему труду.
Мои размышления прерывает вопль мелкого:
- По казахскому уже выучил!
Что ж, метод все-таки действует.